В статье анализируются предпосылки конституционной реформы 2020 г., упразднившей институт конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации. Авторами выявляются значение и факторы развития региональной конституционной юстиции, рассматриваемого как один из фундаментальных элементов российского конституционного федерализма. Приведен подробный анализ аргументов в пользу ликвидации органов конституционной юстиции субъектов РФ, которые не содержат вариантов обеспечения эффективного конституционного контроля на уровне регионов, что представляется отражением низкой заинтересованности общества в сохранении конституционного строя. В качестве ведущей причины ликвидации региональных конституционных и уставных судов выделяется отсутствие политического запроса на их деятельность в силу неразвитости российского федерализма. Новизна статьи заключается в выявлении взаимосвязи между развитием конституционной юстиции в субъектах РФ и политической стабильностью конституционного строя российского государства. Автор подчеркивает значение возможности учреждения органов конституционной юстиции в субъектах РФ для развития отечественного конституционализма, которая сохраняется на основе действующего конституционного законодательства. При этом отмечается, что предлагаемая в рамках конституционной реформы 2020 г. модель с подчинением региональных органов конституционной юстиции представительным органам субъектов федерации нарушает конституционный принцип независимости судебной власти. В статье выдвигается гипотеза о том, что развитие конституционной основы российского федерализма опирается на стабильность конституционного и уставного законодательства регионов. Следовательно, эффективность регионального конституционного контроля представляет собой фундаментальную основу существующего конституционного строя. Поэтому осуществляющие такой контроль учреждения должны быть выведены из непосредственного подчинения представительным органам субъектов федерации.