Активное правозащитное движение, начавшееся после Второй мировой войны признало права человека в качестве наиболее влиятельного языка международного общения и, даже, государства, не разделяющие западный пиетет в отношении доктрины прав человека и ее практической реализации, вынуждены были признать важнейшие правозащитные документы для того, чтобы стать полноправными участниками международной коммуникации. Однако доктрина прав человека, претендующая на бесспорную универсальность, до сих пор встречает противодействие в странах Дальнего Востока и Ислама. В статье рассматриваются основные проблемы, препятствующие доктрине прав человека приобрести универсальность и эффективность как на уровне международного общения, так и в проводимой незападными государствами внутренней политике, к числу которых относятся, во-первых, различные методологические установки познания правовых явлений, правопонимания в целом, во-вторых, совершенно разные интеллектуальные основания осмысления понятий воли, свободы и индивидуализма. Автором исследуются важные особенности западной правовой и философской традиций, в качестве необходимых условий формирования современных взглядов на права человека, а также сложности и принципиальные противоречия при переносе этих идей в традиционные общества.