Статья посвящена поиску интерпретативного (субъективного) подхода к вопросу о соотношении смежных лингвистических направлений – речеведения и стилистики научного текста. Объяснительный когнитивно-дискурсивно-стилистический подход к решению проблемы базируется на принципах концепции функционального стиля, разрабатываемой Пермской научной школой проф. М. Н. Кожиной, в частности, на единстве двух сторон текста – собственно лингвистической, представленной его смысловой структурой, и экстралингвистической основы, обусловливающей смысловую данность текста. Объективно бесконечное разнообразие конкретных текстов (даже только в научно-познавательной сфере деятельности человека) – это одна из веских причин использовать в гуманитарных науках, в частности в речеведении и функциональной стилистике, «мягкий» интерпретативный (всегда зависящий от воли субъекта, определяемый субъектом, значит, субъективный) анализ объекта. Смысловая структура текста, имеющая категориально-градуальный характер, соотносится с моделью эталонного научного текста. Посредством наложения категорий/параметров данного «категориального градусника» речевые явления квалифицируются как стилеобразующие, представляющие интерес для стилистики научной речи, и нестилеобразующие, или дискурсивные, – для речеведения. Экстралингвистическая основа соотносится с факторами, по отношению к субъекту познавательной деятельности расположенными на шкале «дальше – ближе»: дальше – форма общественного сознания, соответствующие ей вид деятельности и тип мышления; ближе – стиль мышления ученого, персональный познавательный стиль, индивидуальный речевой стиль ученого, языковая личность. Доминирующие, стилеобразующие факторы оказывают наиболее сильное влияние на отбор и целесообразное употребление языковых единиц, формирование текста автором и его восприятие читателем, а также на его интерпретацию исследователем в области функциональной стилистики. Научный текст формируется под воздействием факторов также и разнонаправленных (и на объект, и на субъект) дискурсивных, т. е. нестилеобразующих, факультативных в пределах одного и того же стиля. Дискурсивные факторы могут функционировать в качестве как сильнодействующих, так и не сильнодействующих, периферийных, факультативных. Их влияние комплексно и целесообразно, причем имплицитно, однако «ощутимо» разнопланово, поэтому их дальнейшая дифференциация имеет интерпретативный (субъективный) характер. Изучение влияния именно нестилеобразующих экстралингвистических факторов включается в прерогативу речеведения.