В статье рассматривается проблема понятийного статуса сборника. Обозначенная проблема исследуется с помощью целого ряда методов, из которых наиболее значимыми являются аналитический, историко-литературный при общем культуро-философском подходе к пониманию сущности и смыслового поля творческих функций сборника. Специальное внимание уделяется актуальности формирования сборника как особой художественной формы в культуре Серебряного века. Обозначаются причины появления сборника, его специфика как формы представления сугубо личностной позиции автора. Наиболее значимые характеристики сборника выявляются на примере анализа сборника Д. С. Мережковского «Вечные спутники». Специальное внимание уделяется формированию сборника критических статей как отражению авторской мысли и самой эпохи. С этой целью анализируются статьи, составившие содержание сборника. Указывается на специфический субъективизм авторского осмысления литературных произведений, что в целом вполне соответствует духу времени – Серебряному веку. Подчеркивается, что собранные в сборнике статьи отражают динамику размышлений Мережковского. Одновременно собранные в сборнике и подчиненные общему развитию авторской мысли статьи могут пониматься как единое целое, а сам сборник – как форма представления творческой личности в художественной культуре Серебряного века. Специальное внимание уделяется личности издателя и хорошего знакомца Мережковского – П. П. Перцова. В итоге проведенных аналитических процедур над текстами в сборнике Мережковского «Вечные спутники» выявляются характерные черты представления автора не столько как литературного критика, сколько как мыслителя. В итоге делаются выводы общего характера: сборник является формой представления личности автора, указываются принципы организации сборника, отмечается значимость авторского прочтения явлений литературы и культуры в целом.