Актуальность исследования обусловлена сохраняющимися противоречиями между производителями и другими участниками цепи поставок на рынке продовольствия, наличием барьеров входа для мелких предпринимателей. Востребованность продукции локальных производителей конечным потребителем и распространенность информационных технологий способствуют появлению новых форм взаимодействий участников рыночного обмена и систем распространения продукции. Цель статьи – выявление особенностей взаимодействия локальных производителей и потребителей продовольствия, основанного на использовании онлайн-технологий. В качестве теоретической базы исследования приняты неоинстиутциональный, структурно-функциональный и экологический подходы анализа рынка. Использованы результаты современных исследований, описывающих новые формы контакта «продавец – покупатель», направленные на локальное производство, и характерных для них систем распространения продукции, в том числе с применением информационных технологий. При описании поведения покупателей локальной продукции опираемся на теоретические концепции экогабитуса и «умный образ жизни». В статье представлены результаты эмпирического исследования, нацеленного на изучение мотивов, средств и форм взаимодействий в онлайн-пространстве потребителей локальной продовольственной продукции и ее производителей. Выделены ключевые мотивы выбора онлайн-пространства для рыночного обмена со стороны потребителя и производителя. Рассмотрены способы поиска локального производителя, который не выходит на организованные рынки; для этих целей обоими участниками простых рыночных операций используются информационные сервисы, социальные сети, чаты в мессенджерах. Отмечается значимость экологичного потребления, для которой характерна социальная ответственность, формируемая в связи с проживанием в конкретном месте, имеет ценность поддержка местного производства. Научная новизна работы заключается в разработке категориальной схемы, отражающей взаимодействие производителей и потребителей локальной продукции продовольствия, что также имеет прикладное значение в контексте вопросов трансформации цепи поставок в информационном обществе и поддержки мелкого бизнеса.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 20-011-00087 «Институциональные факторы и формы развития сельских территорий»).