В статье анализируется состояние системы наставничества при первичной трудовой адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы. Наставничество является основополагающей методикой работы с адаптантом для включения его в деятельность закрытой профессиональной группы. Однако в настоящее время наставничество в учреждениях уголовно-исполнительной системы хотя и применяется, но зачастую носит формальный характер. Это не позволяет использовать весь потенциал наставничества для пополнения закрытой профессиональной группы качественными трудовыми ресурсами. Адаптант должен внедряться в профессиональные связи не только на формальном, но и неформальном уровне, так как неформальные коммуникации играют важнейшую роль при принятии закрытой профессиональной группой нового члена. Целью статьи является выявление основных особенностей наставничества, его функций, которые позволяют достигать кадровых, стратегических и социальных результатов функционирования уголовно-исполнительной системы. Для достижения поставленной цели было проведено экспертное интервью со старшим начальствующим составом исправительных учреждений, которое позволило выявить практические аспекты реализации трудовой адаптации новых сотрудников с использованием института наставничества. Современный институт наставничества отражается в функциях трудовой адаптации, которые реализует наставник посредством взаимодействия с адаптантом. Эффективность исполнения функций трудовой адаптации определяется не только достижением новым сотрудником высоких показателей трудовой деятельности, но и выстраиванием эффективных процессов коммуникации с трудовым коллективом, а также с группой спецконтингента. Результатом исследования является понимание особенностей эффективной системы наставничества для закрытой профессиональной группы сотрудников уголовно-исполнительной системы и возможных путей его совершенствования.