Цель статьи заключается в анализе и выявлении текущих явных и скрытых изменений в вузовской образовательной парадигме в период усиленной цифровизации обучения в условиях пандемии. Доказывается, что появление обязательного онлайн-обучения коренным образом меняет все компоненты парадигмы и требует применения эффективных методов обучения и педагогического инструментария для стимулирования интеллектуальной деятельности обучающихся с учетом когнитивных и коммуникативных особенностей их деятельности в цифровой среде. Отмечается, что актуальные знания и умения студентов в цифровой среде включают в себя: информационно-коммуникационную грамотность, способность осуществлять поиск информации и ее интерпретацию, используя интертекстуальные и гипертекстовые мультимедиа. Подчеркивается, что повышение эффективности обучения в условиях ограничений возможно за счет воздействия на различные сферы интеллекта обучающихся, гибридности подходов, методов, учебных технологий и содержания обучения: ИКТ-грамотности и широкого применения систем онлайн и виртуального обучения, множества информационно-образовательных платформ, всех видов визуализации для формирования критического мышления и развития нового уровня образованности. В заключении отмечается необходимость разработки новых учебных программ адекватных ситуации интенсивной цифровизации в условиях пандемических ограничений и педагогического сопровождения самоорганизации учебной деятельности студентов.