В статье осуществляется анализ степени востребованности художественных произведений (кинофильмов, телевизионных фильмов и сериалов, литературных и музыкальных произведений, произведений монументального искусства), связанных с историей Великой Отечественной войны, у современных студентов на основе соединения двух теорий, изучающих динамику и статику культуры в обществе, – теории ядра и периферии Ю. М. Лотмана и актуальной культуры Л. Н. Когана. На основе четырех волн исследования (2005, 2010, 2015, 2020 гг.) Российского общества социологов (РОС) об отношении российских студентов к Великой Отечественной войне выявляется комплекс произведений различных жанров о ней в структуре ядра и на периферии актуальной культуры студенчества, прослеживается динамика востребованности и их «движение» в социокультурном пространстве. Вводится понятие архетипа эха войны. Показана высокая узнаваемость студенчеством произведений всех исторических периодов (от военного времени до наших дней). Выявлен значительный комплекс произведений, образующий два контура периферии. Обращается внимание на художественное творчество современных студентов как способ сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. Обосновывается необходимость сохранения слоя национальной культуры как залога устойчивого воспроизведения национальной идентичности в условиях информационно-идеологического плюрализма постсоветского периода. Отмечается дифференцированность молодежи, определяемая условиями и спецификой социализации в полисемантичном социокультурном пространстве.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31274 «Социальная активность студенчества Среднего Урала в условиях транзита к цифровой общности».