В работе рассмотрены интервью 100 лидеров рейтинга ключевых персон российского интернет-рынка, опубликованного агентством Tagline за 2020 г. Для нарративного анализа были использованы только данные, находящиеся в открытом доступе со ссылками на оригинальные тексты интервью. Применение нарративного метода позволило уловить общие тенденции через уникальные детали жизни человека. Была поставлена задача выявить, существуют ли особенности поведения в ситуации выбора и мотивов принимаемых решений. Основное внимание было уделено жизненной траектории лидера, привычным моделям поведения и реакциям на события, используемым бизнес-стратегиям, способам достижения успеха и обоснованиям выбора предпринимаемых действий. Был отмечен гендерный перекос: всего 3 представителя рейтинга – женщины. Кроме того, представления о том, что лидеры молодой IT-индустрии – это преимущественно молодые люди, не подтвердились. Средний возраст 44 года, минимум 26 лет, максимум 71 год. Три поколения, представленные в рейтинге, отличаются основными принципами в подходе к бизнесу. По месту рождения выборка смещена в сторону Москвы и Санкт-Петербурга. Причем Санкт-Петербург представлен только в младшей и средней возрастных группах. Межпоколенческий переход усиливает эффект централизации. Практически во всех интервью были выделены различные аспекты и ожидания от развития технологий, вызывающие тревогу по поводу сильного влияния на личное пространство человека. Было отмечено, что даже бизнесы с самой большой капитализацией в российском рейтинге не входят в топ мировых рейтингов. А те, что входили, постепенно опускаются в рейтингах по сравнению с быстро растущими гигантами из Китая и США. Отмечена тенденция релокации, в первую очередь в США, для поиска инвесторов и преодоления недоверия к российским бизнесменам. Сделан вывод, что опыт развития бизнеса опосредован нормами личного взаимодействия с людьми в большей степени, чем с рынком.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07131.