Во введении статьи акцентирована актуальность проблемы определения оснований рациональности
и поиска ее критериев, а также особая значимость решения данного вопроса для философии ХХ века.
В статье выделены основные направления поиска решения вопроса о природе рациональности в философии второй половины ХХ века и указаны их ключевые задачи. К ним относятся, во-первых, методологическое направление, в рамках которого рациональность тесно связывается с понятием науки, а решение вопроса о критериях рациональности в научном познании дополняется обоснованием идеи о связи науки и других форм культуры; во-вторых, концепция «коммуникативного действия» Ю. Хабермаса, в которой коммуникативная рациональность понимается как принципиально интерсубъективная и первичная по отношению к любому другому типу рациональности, и эффективным регулятором деятельности субъектов выступает достигнутый консенсус. В статье подчеркнуто, что вопрос о способах, формах и инструментах достижения такого консенсуса в концепции Ю. Хабермаса не был решен. Данный вопрос стал предметом логико-философского анализа только с формированием неформальной логики и теории аргументации. Объект исследования – неориторическая концепция Х. Перельмана и Л. Ольбрехт- Титеки в качестве концепции, составившей фундамент формирования данного направления. Предмет исследования – основные понятия неориторики, такие как аргументация, аудитория, убеждение, дискуссия, необходимые для определения эффективных инструментов достижения консенсуса в различных типах рационального дискурса. Обосновано положение о том, что оценка аргументации с точки зрения ее рациональности и эффективности возможна только в контексте успешной интеракции аудитории
и аргументатора. В заключении сделаны выводы о роли и значении неориторической концепции
в формировании оснований коммуникативной рациональности как одной из доминирующих стратегий
развития философии и культуры ХХI века. Полученные результаты могут быть использованы в истории
философии, истории логики и теории аргументации.