Вооруженные нападения на образовательные учреждения: социально-психологические и информационные проблемы безопасности образовательной среды в России и за рубежом
Дата публикации в реестре: 2024-03-01T14:30:46Z
Аннотация:
Введение. История вооруженных нападений на учебные заведения берет свое начало из США, однако, за последние десятилетия данное социальное явление распространяется в другие страны, в том числе, и в Россию. Массовые трагедии в обществе, которые связаны с гибелью подрастающего поколения, вызывают большую тревогу у всех слоев населения и требуют проведения комплексных мероприятий по профилактике и их предотвращению. Цель - выявление комплекса факторов социальной среды, в которой формируется личность «школьного стрелка», и поиск различных подходов по профилактике и предотвращению школьных нападений на учебные заведения разного уровня (детские сады, школы, вузы). Методология. Объектом нашего исследования стала проблема вооруженных нападений на учебные заведения, представленная в научных публикациях (статьи, тезисы и монографии) на русском и английском языке. Для поиска публикаций использовали реферативно-библиографические базы данных: Российский индекс научного цитирования, Google Scholar, Web of Knowledge, Mendeley, ResearchGate, Scopus, Academia.edu. В ходе информационного поиска найдено 127 тыс. публикаций, содержащих данные по конкретным случаям вооруженных нападений, а также рассматривавших комплекс социальнопсихологических и информационно-культурных факторов, которые способствовали вооруженным нападениям на учебные заведения и массовым расстрелам людей. Результаты и их анализ. Проведенный анализ данных по вооруженным нападениям на учебные заведения дает понимание комплексности данного феномена и выделение его в особый вид преступлений. Выявлено, что в США ежегодно случаются массовые расстрелы школьников и студентов, которые связаны со свободным оборотом огнестрельного оружия и его культом. За период с 1974 по 1921 г. в США произошли более 50 крупных вооруженных нападений, где погибли больше сотни людей. В Китае эта проблема также имеет острый характер и связана с быстрыми и глубокими социальными изменениями в стране (реформы, гендерный дисбаланс и демографическая политика). Основным оружием нападения в Китае было холодное (ножи, молотки), от которого погибли не меньше 100 детей. В Европе проблема школьных стрелков, в целом, не критична, единичные случаи отмечены в ряде стран (Германия, Дания и Финляндия). В России отмечается рост вооруженных нападений с применением огнестрельного и холодного оружия. Такие инциденты происходили ежегодно (от 1-4 насильственных актов) и были связаны со снижением жизненного уровня россиян, ростом агрессии и нарастанием социально-психологической дезадаптации населения. Для решения этой проблемы необходим комплексный подход, который условно можно разделить на технический и социальный аспект. С технической стороны он связан с неудовлетворительным использованием на территории школы (предшкольных, школьных и внутришкольных) видеоохранных систем, заградительных барьеров, проведением тотальных досмотров. Однако в профилактических мерах необходим более эффективный социальный аспект, который выражается в расширении и углублении социальнокоммуникативных связей «ученик - администрация / учителя школы - родители», которые снизят влияние многих асоциальных факторов и агрессивных актов насилия в школьной среде. Заключение. Комплексный анализ российской и зарубежной литературы по проблеме вооруженных нападений на учебные заведения позволяет предположить, что данный феномен является самостоятельным психосоциальным явлением. Используемый системный подход при изучении этого феномена позволил создать гипотетический портрет «школьных стрелков» и формирующий комплекс социальных и личностно-типологических индикаторов личности «стрелка» (социальная изоляция; отсутствие у лич ности способности справляться с жизненными трудностями: провалы в учебе, конфликты в учебных заведениях и семье; слабая интегрированность в систему социальных связей как в школе, так и вне ее; снижение самооценки и проблемы идентичности, в частности гендерной).
Ключевые слова:aggression,
armed attacks,
SECURITY systems,
educational organizations of different levels,
mass shootings,
social isolation,
identity,
depression,
emotional instability,
агрессия,
вооруженные нападения,
охранные системы,
образовательные организации разного уровня,
массовые расстрелы,
социальная изоляция,
идентичность,
депрессия,
эмоциональная нестабильность
Тип: Article
Права: open access
Источник: Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях
Связанные документы (рекомендация CORE)