Мы стали свидетелями процесса перехода от государственного регулирования сферы теплоснабжения к модели «альтернативной котельной», которая, по мнению разработчиков, должна способствовать либерализации рынка тепловой энергии, привлечению инвестиций, в которых критически нуждается отрасль, соответственно, стать базой для активного предпринимательства. В Энергетической стратегии на период до 2035 г. законодатель заложил чёткую тенденцию на развитие конкуренции, формирование эффективных рынков теплоснабжения. Однако насколько теория соответствует практике, можно понять, рассматривая экономические, правовые и социальные риски, напрямую связанные с методами правового регулирования в указанной сфере. В статье проводится правовой анализ текущей ситуации в сфере теплоснабжения с позиции ключевых аспектов предпринимательской деятельности: самостоятельности, имущественной ответственности и возможности систематического получения прибыли; для оценки перспективных и рисковых моделей отрасли вносятся предложения по её правовому регулированию. Цель. На основе правового анализа принципов предпринимательской деятельности применительно к социально значимой реформируемой сфере определить модели развития рынков теплоснабжения, основанные на соблюдении баланса интересов поставщиков и потребителей. Методология. Достижение поставленной цели обеспечивается на основе общенаучных и частнонаучных методов исследования: диалектического, формально-логического, системно-структурного, технико-юридического, метода научного анализа, исторического. Результаты. Проведённый анализ показывает, что предпринимательская самостоятельность напрямую связана со спецификой деятельности в теплоснабжении, где разного рода отношения могут строиться как в рамках естественной монополии, так и на условиях либерализации, конкуренции. Показано, что рынок передачи и распределения тепловой энергии лучше функционирует в режиме естественной монополии, а рынок её производства и поставки - в условиях конкуренции. При этом выработка государством системы льгот, преференций, компенсаций будет способствовать улучшению предпринимательского климата, стимулировать сокращение издержек, позволит окупить инвестиционные вложения. Заключение. Престижный для нашей страны энергетический бизнес характеризуется, с одной стороны, сложностью и техническими рисками, с другой - высокой социальной ответственностью. Поэтому в сфере теплоснабжения не должно исключаться участие публичного субъекта - государства - ни в правовом регулировании действий её участников, ни в отношении финансовых гарантий для инвесторов с целью поддержания предпринимательской деятельности, ни в части выработки эффективного механизма правового регулирования конкуренции на отдельных рынках.