Проблема разграничения текста и реальности одна из главных в модернистской культуре ХХ в. Цель работы показать, как в русской литературе экзистенциального реализма реализуется общее для европейского культурного сознания понимание мира как текста. В основу анализа положены культурно-исторический и историко-генетические методы. В центре анализа тип персонажа, ранее не подвергавшийся научному осмыслению «человек написавший», «человек после письма», «homo post septum». В картине мира русской литературы экзистенциального реализма 1920-1930 гг. формула «жизнь вне текста» дается как один из способов физического сохранения себя в абсурдной реальности. При этом сама реальность, уничтожающая человека, распадается на порожденные ей самой тексты, которые представляют лишь ее же фрагменты. Мифологическая пансемиотическая целостность мироздания в экзистенциальной картине мира разрушается, происходит тотальная дегуманизация текста. В русской литературе экзистенциального реализма начинает формироваться идеология того мироощущения, которое мы сейчас называем «постмодернизм». Русская литература экзистенциального реализма, с одной стороны, вписана в общеевропейский культурный контекст, а с другой продолжает традиции критического реализма, где поступки человека социально детерминированы.