Введение. В статье представлен обзор зарубежного опыта развития и становления профессии помощника врача. Тотальная нехватка врачебных кадров во всем мире, резкое увеличение числа пациентов, нуждающихся в медицинской помощи, требует реализации эффективных мер по улучшению национальных стратегий развития здравоохранения. Зарождение профессии помощника врача в 1960-х годах прошлого века, введение должности помощника в разных странах, особенно в области первичной медико-санитарной помощи, расширяет доступ к услугам и является экономически выгодным, а кроме того, позволяет добиться увеличение качества и доступности медицинской помощи. Цель работы. Рассмотреть и описать опыт использования профессии «помощник врач» в разных странах. Материалы и методы. В работе были использованы методы контент-анализа научных публикаций по базе данных PubMed по ключевым словам - «помощник врача» (physician assistants или physician associates), «ассистент врача». Рассматривались научные публикации с 2018 года по 2023 год, нормативные документы, образовательные программы и сборники профессиональных компетенций с 2012 по 2023 год. Результаты и обсуждение. Американская модель помощника врача стала эталонным вариантом для решения концептуальных проблем в национальных системах здравоохранения. Проведенная работа позволила сформулировать вывод о том, что профессия помощника врача характеризуется тремя основными особенностями: - для обучения существует профессиональное образование на уровне колледжа/университета; - является частично независимой и эксклюзивной профессией, перенявшей часть функций врачей и практикующих медсестер; - являются квалифицированными для оказания помощи врачам в выполнении медицинских задач в дополнение к «немедицинским» задачам. Заключение. Внедрение профессии помощника врача становится знаковым изменением в ходе развития политики трудовых ресурсов в области здравоохранения. Профессия постепенно приходит в системы здравоохранения многих стран.