В статье раскрываются особенности вклада Л. Н. Толстого и Лу Синя в развитие литературного реализма в России и Китае, акцентируется внимание на изучении аспектов становления творческой личности обоих писателей и их влиянии на творческий метод реализма, ставший основным в их литературных произведениях. Цель исследования - выявить влияние творчества Л. Н. Толстого и Лу Синя на развитие литературного реализма в России и Китае. Методы исследования включают как общенаучные, такие как анализ, синтез, обобщение, так и специальные, относящиеся к историческим наукам и литературным исследованиям, подобные историко-литературному анализу. Данный метод позволяет выявить связь творчества писателей с общественно-историческими условиями эпохи, определить условия развития творческого метода реализма Л. Н. Толстого и Лу Синя. С помощью сопоставительного анализа в работе с точки зрения трех аспектов - биография, историко-социальные условия, специфика эстетических и литературных принципов реализма - изучены особенности творчества двух писателей, выявлены общие черты и различия их литературных произведений, а также проведены параллели их творчества и национальной специфики литературного реализма России и Китая. Основные полученные результаты. В результате сопоставительного анализа выявлено, что схожие биографические факты обусловили общие черты в выборе проблематики произведений Л. Н. Толстого и Лу Синя. Различие в историко-социальных условий, в которых создавали свои произведения два писателя, способствовало формированию разных взглядов на решение проблем общества, и в то же время определило специфику литературного метода реализма двух писателей, проявившуюся в эстетических и литературных принципах, в дальнейшем оказав влияние на русский и китайский реализм в литературе. Краткие выводы. Произведения Л. Н. Толстого и Лу Синя продолжают оставаться актуальными и концентрируют в себе основные черты литературного реализма России и Китая. Их творчество продолжает волновать сердца современников, поскольку затрагиваемые в нем проблемы имеют общечеловеческий и вневременной характер. Поэтому для расширения кругозора российских и китайских школьников произведения Л. Н. Толстого и Лу Синя должны изучаться на занятиях по литературе в старших классах средней школы.