Фармакоэкономический анализ применения препаратов упадацитиниба, барицитиниба и дупилумаба для системной терапии пациентов с атопическим дерматитом среднетяжёлого и тяжёлого течения
Цель. Сравнительная фармакоэкономическая оценка применения упадацитиниба, барицитиниба и дупилумаба для лечения среднетяжёлого и тяжёлого атопического дерматита. Материалы и методы. Дизайн исследования - ретроспективный. Методы фармакоэкономического анализа: клинико-экономический анализ (анализ «затраты-эффективность»), анализ влияния на бюджет. Источники данных. Об эффективности сравниваемых альтернатив - метаанализ рандомизированных клинических исследований по применению сравниваемых препаратов, клинические рекомендации; о стоимости препаратов - Государственный реестр предельных отпускных цен. Результаты. В рамках клинико-экономического анализа наименьшие значения показателя «затраты-эффективность» (CER) для обеих степеней ответа EASI-75 и EASI-90 получены для упадацитиниба. Для упадацитиниба, принимаемого в режиме 15 мг/сут, стоимость достижения ответов EASI-75 и EASI-90 ниже в сравнении с дупилумабом, соответственно, на 63,9 и 70,3 %; в сравнении с барицитинибом - на 44,2 и 46,8 %; для упадацитиниба, применяемого в режиме 30 мг/сут, стоимость достижения эффекта в сравнении с дупилумабом ниже, соответственно, на 40,8 и 56,2%, а в сравнении с барицитинибом - на 8,5 и 21,4%. Анализ влияния на бюджет показал, что увеличение доли пациентов, получающих ингибиторы янус-киназ, с 20 до 45% за счёт снижения доли пациентов, получающих дупилумаб, позволит снизить нагрузку на бюджет на 11,6% (1,25 млрд руб.) при изменении с первого года или на 7,9% (0,86 млрд руб.) при постепенном изменении в течение 3 лет. Анализ упущенных возможностей показал, что при увеличении доли пациентов, получающих упадацитиниб, до 35%, а получающих барицитиниб - до 10%, в первый год можно будет дополнительно обеспечить терапией 741 пациента, во второй - 629 пациентов и в третий - 567 пациентов. Заключение. Увеличение доли упадацитиниба позволит не только значительно снизить нагрузку на бюджет системы здравоохранения за счёт отказа от применения у части пациентов более дорогостоящего дупилумаба, но и увеличить долю пациентов, достигающих целей терапии по показателям EASI-75 и EASI-90.