Предметом исследования выступают аспекты стратегического развития высокотехнологичных компаний в условиях межфирменной цифровой кооперации. Цель статьи - разработка комплекса стратегических моделей участия высокотехнологичных компаний России в межфирменной кооперации в цифровой экономике. Приведены определения ключевых понятий, уточнена роль высокотехнологичных компаний в межфирменной цифровой кооперации. С учетом передового международного и отечественного опыта выделены стратегические бизнес-модели межфирменной цифровой кооперации. Представлены ключевые этапы и концептуальные элементы механизма формирования стратегических бизнес-моделей высокотехнологичных компаний в условиях межфирменной цифровой кооперации. По результатам апробации в шести российских высокотехнологичных компаниях подтверждена экономическая эффективность применения научного подхода к разработке и практическому применению перспективных стратегических бизнес-моделей высокотехнологичных компаний в условиях межфирменной цифровой кооперации.