Объектом данной статьи является образ «новой женщины» в русской и китайской литературе. Предмет исследования - соотношение характеров двух героинь, Цзыцзюнь и Марианны, являющихся носительницами нового женского самосознания, в рассказе «Скорбь по ушедшей» Лу Синя и романе «Новь» И. С. Тургенева. Цель исследования - выявить основные факторы, которые определили разные итоги сюжетных линий этих персонажей, несмотря на схожесть их судеб. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) раскрыть черты характера двух героинь, проанализировав их жизненный путь, а также начало и конец их соответствующей любви; 2) проанализировать авторский замысел, основываясь на социально-историческом контексте периода создания двух произведений. В ходе проведения исследования были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный метод, метод целостного анализа литературного произведения, а также культурно-исторический метод. Научная новизна работы заключается в том, что в статье впервые предпринята попытка сопоставления рассказа Лу Синя «Скорбь по ушедшей» с романом И. С. Тургенева «Новь», при этом особое внимание обращается на противоположные развязки историй Цзыцзюнь и Марианны. На основании проведенного анализа делается вывод о том, что итоги судеб этих героинь напрямую связаны с их восприятием жизни и любви, которое обусловливается, в свою очередь, разными замыслами авторов относительно логики развития их персонажей. Научная значимость исследования состоит в том, что полученные данные не только дополняют представления об образе «новой женщины» в целом, но и способствуют глубокому сопоставлению анализируемых произведений, что может внести вклад в область сравнительного литературоведения между Россией и Китаем.