Доклад посвящен вопросу феноменологической рефлексии по поводу философствования как специфического акта, который предстает как одновременно аффективно-окрашенный - и как наиболее беспристрастное, «чистое» мышление. Предлагается критически рассмотреть и кратко сопоставить три концепции аффективности философского мышления (М. Хайдеггера, Ж. Лакана и М. Ришира), которые представляют различные версии понимания западной философии. Философствование разворачивается в экзистенциальном ключе - как пробуждение фундаментального настроения, в психоаналитическом - как желание узурпации истины без обладания ей в содержательном смысле, или негативное желание различения, в феноменологическом плане же - как интенция разворачивания самостановящегося смысла (сперва уводящего философа от мира, а затем возвращающего к миру), что определяется загадочным ритмом феноменологического бессознательного.