Статья посвящена рассмотрению патриотических идеологем как инструмента формирования национального самосознания. Объектом исследования становится патриотическая идеологема наше дело правое , вошедшая в лексикон русской языковой личности в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). В статье представлены этапы становления идеологемы: от первой фиксации до преемственности идеологемы носителями русской лингвокультуры. Контекстуальных анализ примеров вхождения идеологемы проводится на материале текстов, связанных образом ВОВ: речей политических деятелей, советских газет, солдатских фронтовых писем, воспоминаний «детей войны». Кроме того, в статье представлены примеры функционирования идеологемы в современных текстах политического дискурса применительно к политической обстановке в мире. Результаты исследования позволяют сделать вывод об использовании патриотических идеологем для формирования национального самосознания, необходимого для поднятия патриотического духа и реализации воздействующей коммуникативно-деятельностной потребности как в историческом (во время и после ВОВ), так и в современном политическом дискурсе. Семантический анализ идеологем и описание характера их воздействия на аудиторию в критических обстоятельствах и стрессогенной среде может быть полезно для поднятия патриотического духа в современных обстоятельствах.