Объектом статьи выступает мифологема пути, которая является доминантной для русской традиционной и словесной культуры. Предмет исследования - вариации бинома путь-дорога в современной поэзии. Материалом для статьи служит новая поэтическая книга современного литератора А. Орлова «Ожившее солнце». В центре культурфилософского и онтогерменевтического анализа - взаимодействие феноменального и ноуменального, рационального и метафизического в поэзии. Большое внимание уделяется проблеме метафизики творчества, его апофатической стороне в русском космо-психо-логосе, что имеет большое значение для понимания онтологических вопросов творчества писателей. Методология исследования сводится к целостному онтогерменевтическому анализу, направленному на высвечивание культурного потенциала данной поэтической книги, изучение аксиологической и онтологической ценности мифологемы пути в современной словесной культуре. Большое внимание уделяется сопоставлению стихотворений внутри книги, анализу ее структуры, а также национальной топике, теографии русской равнины, без разговора о которых невозможно целостно воспринимать русскую литературу. Результаты работы могут быть интересны историкам литературы, включающим литературу в пространство большого диалога культур, а также могут быть использованы в преподавании курсов по культурологии, русской философии.