Исследуется феномен жизнеспособности подростков с различных дисциплинарных точек зрения и подходов. Подростковый возраст рассматривается как важнейший период нейро-поведенческого созревания личности. Актуализирована проблема повышения жизнеспособности подростков для того, чтобы стресс-факторы не имели возможности нарушить этот критический период развития человека. Представлены разные подходы к пониманию жизнеспособности, предлагается собственный взгляд на рассматриваемую проблему. Выделены и охарактеризованы ключевые факторы, способствующие формированию устойчивой жизнеспособности детей и подростков. Это прежде всего социальные и экологические защитные факторы: компетентность, оптимизм, привязанность к семье и окружающая среда. Говорится об изменчивости данных факторов во времени и о том, что далеко не все подростки одинаково подвержены стрессу и далеко не у всех подростков стрессовые переживания приводят к неизбежным негативным последствиям. Определены и обоснованы теоретические взаимосвязи между жизнеспособностью подростков и их положительным развитием. Объясняется механизм опосредования жизнеспособности подростков и их устойчивости к стрессу. Предпринята попытка объединить между собой отдельные, но взаимосвязанные направления исследований внутриличностного параметра жизнеспособности и его влияния на преодоление стресса в период подросткового возраста.