Обоснована необходимость формирования умений иноязычной письменной речи у обучающихся старших классов на основе личностно-ориентированного подхода и принципов самоактуализации, индивидуализации, субъектности, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки. Рассмотрена специфика письменной речи по сравнению с устной на основе анализа литературы известных психологов, лингвистов, методистов в области обучения иностранным языкам. Определены группы умений (когнитивно-прагматические, логические и риторические). Разработанная система упражнений реализована в три этапа. На подготовительном этапе происходит активизация имеющихся у учеников знаний по теме, ознакомление с новым материалом и начало развития когнитивно-прагматических, логических и риторических умений. На тренировочном этапе продолжается развитие логических и когнитивно-прагматических умений, а также подключаются упражнения на развитие риторических умений, с постепенным нарастанием самостоятельности учащихся при выполнении заданий. Основной целью данных этапов является написание эссе на английском языке.