В статье выведены религиозно-антропологические положения святоотеческого наследия восточно-христианской церкви. В рассматриваемых концептуальных осмыслениях человека греко-византийских Отцов Церкви сделан акцент на антиномичном понимании сущности «венца» Божественного творения. Противоречивость природы человека, нашедшая обусловленность в восточной патристике, анализируется в статье в связи с многообразием исторических богословских подходов к объяснению ветхозаветного тезиса о сотворении человека по образу и подобию Бога. В данном контексте представлены идеи доникейского Отца церкви Иринея Лионского и неканонического раннехристианского творения «Пастырь» Гермы, а также более позднее учение о человеке святого Григория Нисского как одного из самых ярких представителей патристики классического периода. Особое внимание уделено анализу понятия обóжение , раскрываемого и как основание формирующейся восточнохристианской антропологической традиции средних веков, и как очищающий, совершенствующий и преображающий человека путь религиозного гносиса в процессе Богопознания. Обóжение обосновано как особый образ бытия, намечающий эсхатологические и сотериологические перспективы человеческого существования, связанные с высокой религиозной нравственностью и нескончаемой устремленностью человека вверх, к особому духовному ощущению единства с Богом. В этом плане показательно учение последователя символико-аллегорического богословия преподобного Максима Исповедника о логосах , или энергиях Бога. В статье акцентировано внимание на его концептуализации понятия обóжения. Восприятие логосов человеком способствует объединению земного мира с Богом (высшим Логосом) и означает обóжение всего человеческого рода. В этом состоянии мир земной объединяется с миром Божественным и тем самым преодолевается противоречивость как самого человека, так и двух форм бытия - абсолютно-трансцендентного и земного-бренного. Делается вывод, что ветхозаветный тезис в патристических антропологических построениях реализовался как своего рода преодоление постулируемого дуализма человека и всего сотворенного универсума на основе духовного единства человеческого и Божественного миров, т. е. достигнутого обóжения. Статья построена на текстах святых Отцов Церкви, являющихся священными первоисточниками христианства.
Источник: Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Filosofiia i Konfliktologiia
Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy and Conflict Studies