В статье предпринята попытка актуализировать проблему пересечения и взаимодополнения истории и изобразительного искусства, разглядеть более доступные пути и способы использования историко-батального жанра в историческом образовании и просвещении. И солидаризироваться с теми, для кого ценностью является и эффективное обучение истории в будущем, где определился симбиоз историка-исследователя и художника-мастера своего дела. Показано, что мы все стоим на пороге перемен - фотофиксация, став доступной каждому, останется популярной, но лишь «слабой» реакцией интеллекта и физиологии человека. Художественные творения: от картин, плакатов, гравюр, скульптур до продуктов искусственного интеллекта, создаваемых художниками-творцами займут более достойное и высокое место в образовании и обучении, в пространстве нужного человеку эмоционального триггера.