Дата публикации в реестре: 2024-03-01T15:06:10Z
Аннотация:Обоснование. Самоизоляция по тем или иным причинам характеризуется вынужденным или добровольным ограничением контактов с внешним миром, сменой образа жизни, резким изменением социального поведения личности, отчуждением от общества. Следовательно, самоизоляция вызывает кризисные состояния, которые характеризуются стрессом, психосоциальной травматизацией личности, дезадаптацией и дезорганизацией общественного сознания, деструкцией нормативности, наступлением панических настроений, появлением новых тревожных смыслов и, в соответствии с ними, новых тревожных ожиданий. Состояние, которое испытывает человек в условиях самоизоляции, вполне можно отнести к «травматическому кризису», то есть, тому, который вызван экстремальной ситуацией, имеющей серьезные негативные последствия для здоровой жизнедеятельности. Так, согласно опросам, порядка 21 % респондентов, находящихся на самоизоляции, отметили, что у них возникли психологические проблемы, подавленность, стресс, 8 % заявили об ухудшении здоровья и обострении хронических заболеваний, 7 % стали употреблять больше алкоголя, чем раньше [1]. В условиях самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19, люди во многих странах мира были лишены возможности сохранить привычный образ жизни, особенно привычный уровень физической активности. Появление пандемии и сопряженной с ней необходимости самоизоляции нарушает базовую потребность человека потребность в безопасности и может привести к развитию многих болезненных состояний: посттравматического стресса, неврозов и неврозоподобных состояний, психозов и психотических расстройств, а также к обострению хронических заболеваний различных систем организма [2, 3]. Прежде всего респонденты отмечают проблемы на ментальном и психоэмоциональном уровнях. Но среди многочисленных отрицательных факторов, влияющих на здоровье человека во время самоизоляции, часто незамеченными являются гипокинезия и гиподинамия. Снижение генетически обусловленной физической активности проявляется в целом ряде заболеваний, прежде всего со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшает функцию эндокринной системы, приводит к нарушениям опорно-двигательного аппарата. На фоне гиподинамии и стрессов, страхов за свою жизнь и жизнь близких, страха за финансовое благополучие происходит как обострение хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата, так и возникновение новых. Ограничения движений в суставах, чувство хронического дискомфорта в теле, боли в различных отделах позвоночника вот далеко не полный перечень проблем опорно-двигательного аппарата, с которым сталкивается человек в период самоизоляции. Решением данных проблем послужил наш онлайн-проект «У-СИН Здоровье, не выходя из дома», основанный на оздоровительной, направленно-волевой, статодинамической суставной гимнастике У-СИН, разработанной на кафедре реабилитации, спортивной медицины и физической культуры РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Гимнастика основывается на методиках укрепления и восстановления функционирования суставов, а также на теории китайской философии У-СИН взаимодействия пяти первоэлементов (Дерево, Огонь, Металл, Вода, Земля). «Пять элементов» не совсем корректный перевод «У-СИН», дословный перевод «пять шагов»; иногда еще эту систему называют «пять стихий» или «пять движений энергии». Согласно философии У-СИН, каждый первоэлемент или концепцию (женское и мужское начало Инь-Ян, триада Небо Земля -Человек) можно перевести на язык движений. Важно, что для занятий по данной методике не требуется специальных условий: можно заниматься не выходя из дома (площадь помещения, необходимая для занятий, 2-3 м2 и 1 м2 вертикальной стены), а для получения результатов и тренировочных эффектов достаточно заниматься всего 15-20 минут в день (через день). Выполнение комплекса способствует восстановлению правильной циркуляции энергии в теле человека и повышению его функциональных возможностей, что является крайне актуальным при вынужденной самоизоляции в период пандемии COVID-19 для поддержания качества жизни и психоэмоционального баланса. АКТУАЛЬНОСТЬ Дозированные движения, направленные на выравнивание энергии в первоэлементах, способствуют гармонизации всего энергетического цикла, определяющего общий уровень здоровья. Разработка и внедрение эффективных онлайн-программ обучения, тренировок, различных марафонов, направленных на оздоровление и поддержание здоровья в условиях самоизоляции в период пандемии, являются крайне актуальными. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Внедрить в онлайн-формате оздоровительную, направленно-волевую, статодинамическую суставную гимнастику У-СИН как программу обучения и тренировок пациентов, находящихся в режиме самоизоляции в период пандемии COVID-19, проанализировать результаты дистанционных занятий и оценить эффективность данного формата тренировочных занятий. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ Онлайн-программа «У-СИН Здоровье, не выходя из дома» (основанная на оздоровительной направленно-волевой, статодинамической суставной гимнастике У-СИН) для обучения и реабилитации пациентов, находящихся в режиме самоизоляции в период пандемии COVID-19, была разработана на кафедре реабилитации, спортивной медицины и физической культуры РНИМУ, включала в себя шесть взаимодополняющих модулей (База, Дерево, Огонь, Металл, Вода, Земля). Разработанная нами гимнастика основывается на авторских методиках проработки суставов, а также на принципах китайской философии У-СИН, Инь-Ян, триады Небо Земля Человек и т. д., переведённых на язык движений. Для структурного понимания системы была проведена четкая классификация упражнений и двигательных комплексов по закону взаимодействия первоэлементов У-СИН, по анатомической и физиологической принадлежности, по характеру движений и соответствующему мыслеобразу при выполнении упражнения, по состояниям (физическим и психоэмоциональным) пациента во время и после выполнения данного гимнастического комплекса. Нами был разработан эффективный алгоритм преподавания в формате онлайн с самостоятельными домашними заданиями, контролем выполнения упражнений (дозировкой, техникой безопасности и т. п.). В дистанционных занятиях, которые велись на платформе ZOOM, приняли участие более 250 человек, мужчин и женщин в возрасте от 16 до 84 лет. Для субъективной оценки результатов занятий была разработана специальная анкета, в которую вводились данные самими участниками о своём состоянии до и после занятий. Эффективность оценивалась по результатам математической обработки данных анкетирования. В данной статье представлены результаты прохождения модуля «База», состоящих из 10 дистанционных занятий. Для исследования особенностей психоэмоционального состояния во время самоизоляции был использован опросник САН (самочувствие, активность, настроение) разновидность опросников состояний и настроений [4]. Статистическая обработка данных была проведена с помощью программы STATISTICA 8.0 и включала расчет описательных выборочных параметров, проверку на нормальность распределения данных (Shapiro-Wilk's test) и сравнительный анализ зависимых (t-test for dependent samples, Wilcoxon matched pairs test). За статистически значимое различие принимали p < 0,05. РЕЗУЛЬТАТЫ В соответствии с результатами анкетирования, при сравнении исходного уровня состояния здоровья участников до и после прохождения модуля «База» отмечалась положительная динамика в виде снижения болевого синдрома в проблемных зонах (различные отделы позвоночника и суставные группы) у 78,96 % участников онлайн-программы, улучшение психоэмоционального состояния (опросник САН) у 72,64 % респондентов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дистанционное применение разработанной методики на протяжении 3 месяцев при двухразовых занятиях в неделю и выполнении домашнего задания положительно влияет на снижение болевого синдрома и на психоэмоциональное состояние (самочувствие, активность, настроение) участников онлайн-занятий гимнастикой. Статистически значимый прирост (р < 0,05) отмечен по показателям: «Самочувствие» после прохождения курса, «Активность» и «Настроение» на протяжении прохождения курса. Анкетируемыми было отмечено улучшение показателей физической и умственной работоспособности, координации движений, значительное повышение качества жизни. Преподавание направленно-волевой суставной гимнастики У-СИН в формате онлайн позволяет расширить географию участников при том, что каждый из участвующих может присоединиться к уроку в удобной для себя обстановке, что крайне актуально в условиях пандемии и самоизоляции. Предложенный алгоритм работы с пациентами онлайн-урок с обратной связью в режиме реального времени, выполнение домашнего задания, контроль выполнения упражнений показал высокую эффективность данного формата занятий, которая, по нашему мнению, достигается не только качеством проводимых занятий, но и мотивированностью пациента, его ответственностью при самостоятельном выполнении домашнего задания.
Тип: Article
Права: open access
Источник: Лечебная физкультура и спортивная медицина
