Личные сказки представляют собой рассказы шаманов о событиях,
пережитых и переживаемых каждым из них в пространстве духовного мира,
о преодолеваемых ими в этом пространстве препятствиях и об их отношениях
с духами-помощниками.
Личные сказки обладают обрядовой функцией,
так как способны, по мысли рассказчика, отождествляющего себя с героем,
воздействовать на действительность. Это воздействие осуществляется за счет
вплетенных в «достоверное биографическое повествование» вымышленных
эпизодов, повествующих о якобы благополучном разрешении критических
обстоятельств, переживаемых рассказчиком. Но перенос таких преобразований
из духовного пространства нарратива в физическое пространство реального мира
осуществляется, как считают шаманы, только при условии невольной поддержки
дезинформированной аудитории, воспринимающей нарратив как общепринятый
и традиционный и не догадывающейся об истинном отношении рассказчика к его
содержанию. Такая поддержка обеспечивает дальнейшее коллективное бытование
текста и способствует переходу его из статуса личной сказки в статус эпоса.
Десакрализирующиеся со временем повествования закрепляются в традиции,
пополняя фонд обретающих коллективное бытование сюжетов эпического
фольклора