Данная статья исследует такой элемент религиозного ландшафта
Приенисейской Сибири XVIII–XIX вв., как убранство церковных храмов. В указанный
период русское православное население в два с лишним раза превышало коренное.
Коренное население – хакасы, являются самым древним населением Хакасско-
Минусинского края, в этногенезе хакасов принимали участие группы тюркского,
кетского, самодийского и монгольского происхождения. Главным украшением
православного храма был иконостас. Икона являлась наиболее удобной и понятной
частью религиозного культа. Православным Сибири из громадного большинства
святых было известно всего около 40. В дореволюционный период в Сибири
сложилось несколько центров иконописания. Авторы уделяют особое внимание
формированию красноярской школы иконописи, влиянию на нее южнорусского
стиля, петербуржской, московской художественной школ. Архивные материалы
позволяют отметить подъем народного иконописания во второй половине XIX в.,
авторы связывают его с переселенческим движением после отмены крепостного
права. Анализ источников позволяет сделать вывод об изменении религиозного
ландшафта юга Приенисейского края в описываемый период. Потребность
огромного края в большом количестве храмовых и домовых икон была вызвана
распространением православия. Это привело к появлению и развитию в Сибири
искусства по изготовлению церковного убранства. Особенность иконописной традиции
Приенисейской Сибири выражается в «Сибирском барокко», которое характеризуется
заимствованием сюжетов среднерусских и южнорусских икон, продуцированием
новых тем с этническими мотивами коренного населения