На архивных материалах, впервые вводимых в научный оборот,
рассматривается практика реализации одного из направлений государственной
социальной политики в отношении инвалидов в 1941–1945 гг. – обучение
и переобучение инвалидов Великой Отечественной войны в госпиталях Красноярского
края. Анализируются становление законодательства, которое регулировало процесс
профессиональной реабилитации фронтовиков, в том числе трудовое обучение, порядок
работы органов социального обеспечения по обучению инвалидов Отечественной
войны, организацию и управление системой профессионального переобучения
инвалидов в разных государственных и общественных структурах. Изложены
основные принципы организации и реализации политики обучения и переобучения
инвалидов в госпиталях Красноярского края. Администрация госпиталей совместно
с органами социального обеспечения и народного просвещения проводила отбор
кандидатов для обучения, указывала наиболее востребованные профессии для обучения
и организовывала занятия на специальных курсах. Выявлены основные проблемы
трудового обучения инвалидов и пути их преодоления. Дана оценка результативности
проводимых образовательных мероприятий в 1942–1944 г. Обучение и переобучение
инвалидов Отечественной войны было органичной частью профессионально-трудовой
реабилитации фронтовиков. Советская власть продолжала активно реализовывать
практику «прагматического гуманизма», направленную на то, чтобы, с одной стороны,
в условиях тотальной войны снять с государственного обеспечения как можно большую
часть нетрудоспособных граждан, а с другой – помочь инвалидам актуализировать
скрытые ресурсы