В статье обсуждается проблема формирования и существования
жизненного пространства индивида, а также способов его понимания, когда в качестве
индивида может рассматриваться как отдельный человек, так и отдельный народ.
В связи с этим анализируется концепция понимания пространства П. А. Флоренского
о множественности человеческих пространств.
Значимым моментом понимания индивидуального жизненного пространства
является скрещение горизонтали существования с вертикальным сечением, связанное
с необходимостью превосхождения и углубления горизонтали существования.
Понимание пространства осуществляется исходя из присутствия индивида в мире,
благодаря чему он обеспечен простором и широтой мира и наделен размахом его
открытости и силы.
Вместе с тем, устанавливая границы своего существования, индивид связан
с двумя сторонами границы: внутренней и открытой. Все это приводит к тому, что
характерной чертой понимания индивидом своего онтологического положения
оказывается противоречивость. Различными аспектами такой противоречивости всякой
индивидуальности становятся промежуточность, двойственность и бинарность. Ввиду
этого необходимо сохранять само противоречие тезиса и антитезиса в принципиально
не ослабленном состоянии, а любой их синтез надлежит рассматривать только как
временную комбинацию.
Важным моментом понимания индивидуального жизненного пространства и бытия
индивида является положение «между» («inter esse»), когда индивид определяется
и в том, что «есть», и в том, что «не есть». Другим, не менее значимым моментом
понимания жизненного пространства индивида является рассмотрение его в оптике
сочетания и противопоставления метрики и топики