В статье обосновывается необходимость рассмотрения текста современной университетской книги с точки зрения функционального подхода. В ходе исследования изучались взаимосвязи функций вузовского учебника и внутренней структуры текста, ее влияние на понимание материала студентами. Теоретическое осмысление полученных результатов оценок учебного текста читателями позволило выявить функции составляющих его внутренней структуры, проблемы понимания материала студентами, выработать требования к тексту. Они направлены на такую его организацию, которая может способствовать развитию теоретического типа мышления читателей, а также оказывать на них воспитательное воздействие. Большое внимание уделяется вопросу рассмотрения учебного текста с учетом психологических особенностей читателей. Использование функционального подхода в ходе редакторского анализа учебного произведения позволяет рассматривать его с учетом взаимодействия автора (текста) и студента (читателя) в соответствии с современными функциями высшего образования.