В статье рассматриваются условия конструирования социокультурной реальности средствами массовой информации. Представлен теоретический обзор англоязычных и русскоязычных источников по изучаемому вопросу. Даны определения понятиям: социокультурная реальность, версия социокультурной реальности, медиареальность, социокультурные модели журналистики. Предложена классификация социокультурных моделей журналистики по функциям, выполняемым СМИ и с учетом социокультурного и политического контекстов. Инструментальной основой исследования выступили качественно-количественный контент-анализ научной и учебно-методической литературы по диагностическому параметру «функции журналистики», анкетирование журналистов информационного агентства «Могилевские ведомости» и редакции газеты «Вестник Могилева», контент-анализ региональных СМИ и главного республиканского издания «СБ. Беларусь сегодня». В ходе исследования установлены актуальные функции белорусской журналистики, выявлен процент их реализации в республиканских и региональных массмедиа. Сделаны выводы, что современные социокультурные модели белорусской журналистики формируются на основе выполняемых СМИ функций: информационной, политической, социализирующей, vox populi, рекреативной, воспитательной, образовательной и культуроформирующей. Эти функции охватывают широкий спектр
задач, возложенных на государственные средства массовой информации, которые определены нормативно-правовыми актами и государственной повесткой.