В статье рассматриваются политические связи крупных предпринимателей
как особого рода ресурс, который гарантирует привилегированный доступ к факторам
производства и обеспечивает конкурентные преимущества на экономических рынках.
Показано, что крупные предприниматели накапливают политические связи как
в странах с развитыми экономиками, так и в странах с развивающимися рынками.
В последнем случае они используют данный ресурс непосредственно с целью
формирования институциональной среды, благоприятной для функционирования
фирм. На основе анализа экономической литературы выделены подходы,
позволяющие измерить величину политических связей, выявлены их преимущества
и недостатки. Предложен подход, который подразумевает использование уникальной
для современной России меры политических связей, связанной с наличием
персональных санкций, наложенных на крупных российских предпринимателей
в 2014 и 2022 гг. Мотивация наложения санкций была связана с тем, что они были
введены против предпринимателей «ближнего круга», которые могли оказывать
влияние на процесс принятия политических решений. В этом смысле наличие
персональных санкций можно рассматривать в качестве прокси политических
связей крупных предпринимателей. Проведенный анализ показал, что крупные
предприниматели, попавшие под санкции в 2014 г. статистически значимо отличаются
от предпринимателей, включенных в санкционные списки в 2022 г. Первая группа
является очень узкой по составу, и в нее входили «доверенные лица» правящей
группы. Вторая группа предпринимателей характеризовалась сочетанием личных
связей с высшим политическим руководством страны и значительными вложениями
в установление связей с политико-экономическими элитами западных стран. Данное
сочетание обеспечивало для крупных предпринимателей наивысшую отдачу
от использования политических связей