Статья представляет собой обобщение полевых материалов
об употреблении чая, собранных авторами среди кочевников Восточной Сибири:
бурят, тувинцев, а также сойотов, эвенков, долган и чукчей. В статье делается попытка
проанализировать множественные грани практик чаепития и рассмотреть значение
употребления чая для представителей локальных сообществ. Совместное чаепитие
является важнейшим элементом этикета взаимодействия сибирских кочевников
с гостями. Чай предварял не только праздничную или повседневную трапезу,
с чаепития начиналось любое знакомство и любой разговор: личный, деловой,
обрядовый ритуальный. Чаепитие у представителей кочевых скотоводческих
и оленеводческих народов Сибири является не только удовлетворением чувства жажды
и голода. Это важное ритуальное действо, связанное с обычаями гостеприимства,
традицией поддержания социальных связей как в кругу семьи, так и с дальними
родственниками, соседями, сватами и незнакомыми путниками. Чай – это напиток,
пищевой продукт и лекарство. Он хорошо упаковывается и транспортируется, легко
готовится и имеет тонизирующий и исцеляющий эффект. Чай не только насыщает,
но и позволяет наладить коммуникацию людей между собой, а также человека
и различных сущностей/духов, отвечающих за благополучие локальных сообществ.
Широкое распространение и популярность данного напитка связывается авторами
с его полифункциональностью. Именно многогранность и множественность сфер
применения чая сделало его незаменимым спутником кочевника