Автор рассматривает философские основы категории принуждение в творчестве немецких, швейцарских и австрийских мыслителей. Проанализированы рассуждения Лейбница, Фихте, Шеллинга, Канта, Гегеля, Иеринга, Энгельса, Кальвина, Руссо, Кельзена по данному вопросу. Показано, что, с одной стороны, они рассматривают принуждение как противоположность свободе, с другой – как важнейший признак нормы права, отличающий его от морали. Рассмотрено содержание понятия «меры принуждения» в современной научной доктрине Германии, Швейцарии, Австрии. Исследована органическая взаимосвязь данного института со следственными действиями, с уголовными наказаниями, а также с обеспечительными мерами в гражданском судопроизводстве. Данная статья может быть полезна всем, кто интересуется правовыми системами немецкоязычных стран, компаративными аспектами в уголовном судопроизводстве, а также теорией и практикой применения института мер принуждения в российском и зарубежном уголовном процессе.