Выпускная квалифицированная работа посвящена проблеме повышение уровня социально-бытовой ориентированности у обучающихся с умственной отсталостью в начальных классах школы. Рассмотрено понятие «социально-бытовой ориентированности в науке». Описаны специфические особенности повышения уровня социально-бытовой ориентированности у обучающихся с умственной отсталостью. Представлена программа педагогической диагностики, направленная на выявление уровня социально-бытовой ориентированности у обучающихся с умственной отсталостью в образовательной среде школы и семьи. Представлена программа курса внеурочной деятельности по формированию уровня социально-бытовой ориентированности у обучающихся с данной формой дизонтогенеза «Я всё смогу», методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию социально-бытовой ориентированности у обучающихся с умственной отсталостью в образовательной среде школы и семьи.