В статье рассматривается развитие педагогической медиации как одного из наиболее эффективных социально-педагогических направлений разрешения конфликтов среди участников образовательных правоотношений, соответствующих принципам современной демократической школы. Определены основные задачи педагогической медиации, в числе которых обеспечение защиты прав педагогов, обучающихся и их родителей, создание условий для организации безопасного образовательного пространства, предоставления всем участникам образовательных правоотношений равных возможностей и защиты их интересов. Регулирование прав, обязанностей и ответственности участников образовательного процесса представле- но в виде нормативного закрепления их правового статуса в образовательной организации с использованием технологий педагогической медиации. Обоснована важность освоения педагогом - специалистом службы примирения - технологий педагогической медиации, принятие им ценностей и принципов восстановительного подхода как фактора успешного разрешения широкого спектра конфликтных ситуаций в сфере образования. Рассмотрена структура медиативной деятельности педагога, в которой выделены конструктивно-моделирующий, организационный, коммуникативный, социально-правовой компоненты. Педагогическая медиация представлена в виде системы взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих социально-правовую защиту участников образовательных правоотношений. Установлено, что критерием эффективности медиативной деятельности педагога выступает уровень сформированности у него соответствующей готовности, выражающейся в направленности на реализацию охранно-защитной функции и включающей в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: мотивационный, когнитивный, процессуальный, творческий и аналитический.