С позиции игрового подхода, предложенного Йохимом Хёйзинга, игра рассматривается как всеобщий принцип человеческой культуры, и утверждается, что игра является феноменом, формирующим культуру, и в меньшей степени формирующийся культурой, рассмотрено бретёрское поведение, как основного фактора влияющего на формирование культуры дворянства, для значительной части которого "игра" в своих многообразных формах становилась интереснее жизни. Поединки чести представлены как игра с жёсткими социальными правилами, знание которых не давало преимуществ, а только обязывало по ним играть. Бретеры, это дворяне, играющие не задумываясь о правилах. Сами участники не распространялись об этом, и даже о самых известных поединках мы имеем в основном версии, которые противоречат друг другу. Честь воспринималась бретёрами как умонастроение, как философия самосознания, как задача по строительству и самосовершенствования своей личности. Дворянство исключительное, правящее сословие, воспитанное европейскими гувернерами, было мало понятно остальному обществу. Переосмысление происходящего, с постепенным размыванием понятия чести, а также использование дуэлей в корыстных целях, вылилось на страницы литературы, создав золотой век русской классической культуры.