Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Рефлексия как предмет исследования : социально-философский и педагогический аспекты

Дата публикации: 2019

Дата публикации в реестре: 2024-07-01T14:24:26Z

Аннотация:

Скорость изменения потребностей рынка труда превосходит скорость преобразования профессионального образования. Для сохранения конкурентоспособности человек вынужден самостоятельно определять ориентиры профессионального развития - осуществлять рефлексию. Благодаря этому актуализируется проблема рефлексии в профессиональном образовании современной России. Теоретико-методологическая основа исследования включает основные философско-социальные положения о феномене рефлексии, исследования проблемы в педагогическом знании XXI в. Методами анализа, систематизации и обобщения научной литературы в статье достигнута цель - сформировать целостную историко-методологическую картину развития обозначенной проблемы, направления ее развития в современном профессионально-педагогическом знании. В работе последовательно рассмотрены основные исторические пути формирования представлений о феномене рефлексии (от античности до новейшего времени); определены ведущие подходы к изучению этого феномена (рационалистический и системно-дифференциальный); выявлены междисциплинарный статус рассматриваемой проблемы, ее прикладные аспекты в сфере отечественного профессионального образования; установлено актуальное направление исследований (проблема рефлексии в контексте социокультурного развития личности). Новизна работы заключается в систематизации результатов разработки проблемы рефлексии в педагогике на уровне российских кандидатских и докторских диссертационных исследований XXI в., их основных понятий и сферы практического применения: управления образованием, организации образовательного процесса, интеллектуальном, социокультурном, профессиональном развитии личности.


Связанные документы (рекомендация CORE)