В статье исследуются правовые основы абсолютно нового для
российского и зарубежного конституционного законодательства института, так
называемых нежелательных организаций. Под ними понимаются как международные
неправительственные организации, так и частные фонды и СМИ, которые с точки
зрения российского законодателя представляют «угрозу основам конституционного
строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности
государства». При этом российский закон не формализует ни основания, ни критерии
какой-либо противоправности при признании организации нежелательной,
одновременно вводя крайне тяжелые последствия для участников и руководителей
таких организаций в форме административной и уголовно-правовой ответственности
при продолжении деятельности на территории Российской Федерации. В статье
автор анализирует историю возникновения в российском праве такого уникального
политизированного правового института и указывает основные юридические
недостатки такого правового регулирования: 1) закон не отвечает требованиям правовой
определенности, справедливости, разумности и непротиворечивости правового
регулирования; 2) закон дискриминирует и вводит ничем не обоснованные ограничения
для реализации конституционных прав граждан без признания в судебном порядке
факта правонарушения; 3) закон не устанавливает никакой внятной юридической
процедуры признания организации нежелательной; 4) закон вводит меры публично-
правовой ответственности, помимо уголовно-правовой и административно-правовой
ответственности вне установления факта правонарушения; 5) закон политически
мотивирован и применяется почти исключительно к организациям, которые
контролируются оппозиционными политиками, находящимися за рубежом или
получают финансирование от иностранных государств (научные и исследовательские
организации). Автор приходит к выводу, что такой институт не соответствует
конституционным основам российской государственности (ст. 1, 3, 14, 19 Конституции),
политически мотивирован и отменяет целый ряд конституционных прав и свобод
(право на свободу слова, свободу объединений, гарантии судебной защиты).