В юридической науке отсутствует единая точка зрения относительно критериев разграничения публичного и частного права. Более того, нет теории, которая получила бы признание со стороны большинства исследователей. Причина заключается в том, что ученые в своих трудах публичное и частное право анализируют в различных аспектах, в связи с этим выделяют такие критерии разграничения, которые в принципе не могут иметь универсальный характер. В рамках статьи публичное и частное право предлагается рассматривать с позиции инструментальной теории и определять как систему правовых средств, предназначенных для удовлетворения соответственно публичных или частных интересов. Несомненным достоинством данной теории является то, что она не ориентирована на поиск универсальных критериев отграничения публичного права от частного, а предлагает сконцентрировать внимание на правовых средствах, направленных на создание условий, необходимых для удовлетворения разнообразных правовых интересов субъектов права. Доказано, что публичное и частное право является составной частью правового обеспечения. Правовое обеспечение в зависимости от цели (вида удовлетворяемого интереса — публичного или частного) предложено подразделять на две разновидности: публично-правовое и частноправовое. Установлено, что частноправовое обеспечение интересов отличается от публично-правового следующим: допускает возможность выбора или изменения моделей поведения, предусмотренных нормативными правовыми средствами, путем проявления правовой инициативы со стороны субъектов права, причем формой реализации такой инициативы является саморегулирование; правоотношения по реализации правовых средств, возникающие в рамках частноправового обеспечения интересов, возникают между юридически равными субъектами; частноправовое обеспечение интересов призвано опосредовать такой вид деятельности, как правовая (правореализационная) деятельность; для частноправового обеспечения интересов характерен общедозволительный тип правового регулирования.