Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Когнитивная, поведенческая и эмоциональная составляющие коммуникативного поведения подростков в информационном пространстве

Дата публикации: 2024

Дата публикации в реестре: 2024-07-01T17:20:38Z

Аннотация:

Актуальность исследования обусловлена тем, что расширение информационных и коммуникативных возможностей в интернет-пространстве приводит к появлению кон-тента, предлагающего опасную и непроверенную информацию. Распространение таких явлений, как кибербуллинг и троллинг, оказывающих деструктивное влияние на эмоцио-нальную, когнитивную и поведенческую сферу участников онлайн-общения, свидетель-ствует о негативных коммуникативных действиях пользователей и поднимает проблему обеспечения безопасной коммуникации в Интернете. Цель исследования – выявление и описание особенностей когнитивной, поведенческой и эмоциональной составляющих коммуникативной деятельности в информационном пространстве подростков с разным уровнем киберкоммуникативной зависимости. Выборка исследования, проводившего-ся в апреле–мае 2023 г., включала 89 человек в возрасте 14–16 лет. Все респонденты являются учащимися 8–9-х классов средней общеобразовательной школы и имеют раз-ный уровень вовлеченности в киберкоммуникативную деятельность: около 17% под-ростков часто находятся в беспрерывном режиме онлайн более двух часов в сутки, 25% – очень часто, 29% – всегда. Методы исследования: опросник «Диагностика киберкоммуникативной зависимо-сти» (А.В. Тончева), опросник «Когнитивные механизмы коммуникативного поведения в интернет-пространстве» (И.С. Лучинкина), опросник «Направленность личности в ин-тернет-пространстве» (Р.И. Зекерьяев), опросник «Типология киберагрессии» (С.С. Ан-типина), «Общая шкала проблемного использования Интернета» (А.А. Герасимова, А.Б. Холмогорова). Применялись методы математической статистики: H-критерий Крас-кела–Уоллиса, частотный анализ. Получены следующие результаты: когнитивная составляющая коммуникативного поведения подростков с высоким уровнем коммуникативной зависимости характеризу-ется такими когнитивными механизмами, как «Дихотомическое мышление», «Ката-строфизация», «Обесценивание позитивного», «Эмоциональное обоснование», «Чтение мыслей», «Долженствование». Поведенческая составляющая коммуникативного пове-дения характеризуется склонностью к кибербуллингу и троллингу, а также более высо-ким уровнем проявления асоциального поведения в сети Интернет в целом. Эмоцио-нальная составляющая коммуникативного поведения включает в себя проявления от-ветной и инициативной агрессии.

Тип: статьи в журналах

Источник: Сибирский психологический журнал. 2024. № 91. С. 81-98


Связанные документы (рекомендация CORE)