Цель – изучить возможности и ограничения дефиниции «жизненного мира» в содержательно-смысловых координатах современной экзистенциальной социологии. Актуальность: в гуманитарных науках наблюдается «поворот» – поворот к «новому экзистенциализму», что связано с процессами «онтологизации» социологической науки. Ввиду этого дефиниция «жизненного мира» приобретает особый, нетривиальный статус для объяснения и понимания особенностей современного бытия индивида и общности. Задачи статьи реинтерпретация ключевых идей экзистенциальной социологии с позиции отличия ее предмета от предметов других экзистенциальных наук – антропологии, психологии, философии, этнографии. Методология – анализ принципов, предпосылок, подходов, идей ведущих представителей экзистенциального направления. Результаты: разработана авторская программа, идентифицирующая ключевые параметры экзистенциальной модели человека в социологии на основе интерпретаций смыслов социальной реальности, рассмотренных сквозь призму координат социальной онтологии повседневной жизни: индивидуализм – коллективизм; рациональное – нерациональное, с применением понятийно-категориального аппарата: аутентичность; ситуация; выбор; действия; опыт; чувства и эмоции; самость; тело; структура; культура; религия, свобода, пространство и время; социальные изменения, проявления бытия («экзистенциалы»), массификация, нивелирование. Теоретическая и практическая значимость – разработка алгоритмов исследования, отражающих индивидуальные и коллективные действия в парадигме «жизненного мира», представление комплекса понятий в выбранной логике изложения, которая объясняет – каким образом и зачем экзистенциальная социология может быть структурирована на макро-, микро- и мезо- уровнях, может быть изложена в теориях среднего диапазона, представлена в нестандартных форматах визуальной, реляционной и сенсорной социологии; изложена в негативных и позитивных терминах. Основные методы опираются на типовые приемы критического дискурс-анализа и фрейм-анализа. Научная новизна: несмотря на наличие разнообразных параметров жизненного мира и соответствующих им модусов бытия индивидов и общностей, в научном сообществе до сих пор не исследовались на достаточно глубоких уровнях как сами эти конструкты, так и их взаимосвязи. Главные выводы статьи состоят в открытии экзистенциальной социологической теорией новых концептуальных пространств при изучении социальных механизмов синтеза «мягкой» и «жесткой» версий «структурных смещений» (structural bias), объясняющих формирование и определение индивидуальных и групповых решений теми или иными структурными силами. Научные вклады авторов состоят в том, что указываются новые возможности дефиниции «жизненного мира» быть представленной в координатных рамках разных социологических теорий, включая современную экзистенциальную социологию.