Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Признаки процесса зрительного восприятия: лексикографический аспект

Дата публикации: 2023

Дата публикации в реестре: 2024-07-01T17:42:15Z

Аннотация:

Интерес гуманитарных наук к явлению перцепции объясняется необходимостью проанализировать и описать познание человеком окружающего мира. Зрение однозначно признается самым важным для большинства людей каналом получения информации, что позволяет вывести его на первый план при исследовании восприятия. Целью статьи является изучение признаков процесса зрительного восприятия, вербализованных в значении лексических и фразеологических единиц русского языка. Материалом исследования послужили 118 лексических и фразеологических единиц, номинирующих процесс в языке. Анализ словарных дефиниций перцептивных глаголов и фразеологизмов позволил сформировать синонимические ряды, объединенные общей конкретизирующей семой, называющей один из признаков процесса зрительного восприятия. В силу многозначности глаголов некоторые из них входят в разные синонимические ряды и актуализируют несколько признаков, что приводит к размытости границ внутри поля. Изучение языковой репрезентации признака дает возможность определить, какие из них являются ядерными, имея наибольшую представленность в языке, а какие – периферийными в силу наименьшей актуальности для представителей изучаемой культуры. Ядерное положение в поле признаков зрительного восприятия занимает целенаправленность, характеризующая активность субъекта в его ориентации на объект восприятия. Рядом с ядром находится результативность, обозначающая окончание процесса с положительным или отрицательным результатом. Далее следует продолжительность, актуализирующая фиксацию на объекте восприятия в течение определенного периода времени. Оценочность, выражающая отношение субъекта к объекту, находит меньшую вербализацию в языке, что говорит о ее удаленности от ядра. На периферии располагается признак ирреальности зрительного восприятия, при котором образ формируется на основе существующего опыта, а не при виде объекта восприятия. Представление полученных данных в виде модели позволяет наглядно показать расположение признаков в поле зрительного восприятия.

Тип: Article


Связанные документы (рекомендация CORE)