Динамичное изменение внешней экономической среды отраслевых предприятий требует поиск и разработку методических инструментов к обоснованному механизму целевого планирования. В этой статье рассмотрены ключевые современные научные исследования в данной области. Представлено описание методического инструментария в области сбора и обработки информации для последующего анализа и обоснованного планирования целевых решений. Авторами разработана и представлена рекомендуемая матричная модель оценки качества входящей информации для предприятия топливно-энергетического комплекса. С помощью метода анализа иерархий выбран наиболее предпочтительный метод сбора и обработки информации. Охарактеризованы формальные и неформальные методы разработки целевых решений. Описан механизм выявления проблем и постановки цели на отраслевом предприятии. С целью обоснования стратегических решений на этапе разработки альтернатив целевых ориентиров авторами использованы различные методические инструменты и представлены результаты отбора наиболее надежных методов. Определены целевые стратегические решения отраслевого предприятия и сформулированы приоритетные задачи его развития. Приведена последовательность механизма целевого планирования предприятия ТЭК и представлены методические рекомендации по его реализации. На основе проведенного мозгового штурма и построенной диаграммы Исикавы авторами определены и представлены ключевые проблемы отраслевого предприятия. Используя экспертную оценку и определение ее согласованности, была выбрана предпочтительная схема планирования и реализации целевых решений предприятия. В результате были установлены причинно-следственные связи, представлена диаграмма и стратегическая карта по одному из ключевых целевых решений отраслевого предприятия. Также была приведена взаимосвязь целевых показателей с внутренними процессами предприятия для повышения обоснованности планируемых решений предприятия.