В статье осуществлен содержательный анализ понятия «ценность» как составляющей внут-
ренней культуры человека, его классификация. Выявлены ценностные основания и методологические подходы данного понятия с учетом как традиционных, так и современных направлений
развития. Проанализировано ценностное отношение к природе как источнику материальной и духовной жизни, составляющей основу экологоценностного подхода в культуре. Экологическая культура рассматривается как сложнейшее образование, в котором выделяют следующие элементы: экологические отношения, экологическое сознание, экологическую деятельность, экологическая этика и ряд других. Перечисленные элементы характеризуют экологическую культуру с точки зрения различных оснований – функциональных, регулятивных и нормативно-ценностных. Определена роль экологической сферы относительно тенденций изменений качества жизни. Раскрыта роль аксиологической составляющей в условиях социокультурной трансформации общества. В статье показаны психологические аспекты формирования ценностного отношения к природе через эмоционально-чувственный подход, связанный с осознанием и принятием природной среды как ценности. Осуществлен анализ компонентов деятельности по формированию экологических ценностей, включая знания, эмоционально-чувственные переживания, практико-деятельностную вовлеченность. Обоснована необходимость радикальной смены ценностных ориентаций во взаимодействии общества и природы, изменения мировоззренческих ориентаций на основе программ воспитания
и образования. Важна ориентация системы образования на формирование объективного миропонимания на основе изучения реального состояния качественных характеристик окружающей среды как необходимого условия достижения безопасного будущего и удовлетворения потребностей человека.