Промышленная революция в Европе актуализировала вопросы создания специальных учебных заведений. Но в Англии, где промышленная революция проводилась за счет колониальных владений и вливания капиталов извне, отдельных технических училищ и институтов не открывали. Только в XIX в. при университетах стали постепенно появляться технические факультеты и
отделения. Высшая школа была направлена на подготовку джентльмена, а инженеры получали образование в других странах, более всего в Германии. Данные процессы, ввиду природной среды, экономического уклада и традиций, имели ряд отличий в Российской империи, в состав которой в конце XVIII в. вошли белорусские земли. На Беларусь оказали влияние две системы, представленные комиссией (1773 г.) Речи Посполитой и комиссией (1782 г.) Российской империи,
реорганизовавшие народное образование на принципах светскости и распространения практических знаний. В XVIII в. Российская империя, Речь Посполитая, Германия, Австро-Венгрия и другие страны переход к новому экономическому укладу связывали с построением системы образования, ориентированной на распространение практических знаний. В основу организации Виленского учебного округа (ВУО) легли разработки Образовательной комиссии. Устав народных школ 1786 г., утвержденный Екатериной II, распространился на Могилевскую и Витебскую губернии. Но при Павле I и Александре I произошел откат в пользу Образовательной комиссии. В 1828 г. Российская империя попыталась изменить положение в ВУО, но только после польского восстания 1830‒1831 гг. началась трансформация всей системы