В статье представлены результаты культурологического и теоретико-
искусствоведческого исследования новых культурных и художественных практик,
которые осуществлялись в 1919–1930 гг. и предопределили трансформационные
процессы в российской культуре, которые привели к появлению ее принципиально
нового качества, закрепившегося в понятии «советская культура». Проанализированы
три научно-художественных инновационных проекта: «Город будущего» Георгия
Тихоновича Крутикова, «Психотехническая лаборатория» ВХУТЕИНа и «политический
карнавал» в честь открытия парка М. Горького (1929 год), которые выступают
репрезентантами новых культурных практик данного периода истории советской
культуры и советского искусства. Рассмотрены основные этапы формирования
и развития концепции Н. А. Ладовского, связанной с теорией архитектуры
и архитектурной педагогикой, а также зафиксированы научно-практические достижения
в выявлении особенностей восприятия, средств воздействия геометрических форм
в качестве создания и деятельности психотехнической лаборатории ВХУТЕИНа.
Рассмотрены научно-инновационные аспекты репрезентативного феномена «карнавал»,
раскрывающего особенности конструирования советской культуры в конце 1920-х гг.