Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки отечественных
музыкантов-духовиков к основному виду их профессиональной деятельности
– осуществлению исполнительского процесса в условиях сценических
выступлений. Неразработанность компетентностной модели специалиста данной
сферы тормозит процесс ее адаптации к компетентностно-ориентированной
парадигме образования. Цель исследования – поиск путей формирования
такой модели. Разрабатывается инновационный подход к исследованиям в
области музыкально-инструментального искусства, предполагающий смещение
фокуса внимания с музыканта-исполнителя и его личностных качеств на ту
профессиональную деятельность, к которой он готовится. Процесс
музыкального исполнения рассматривается с позиций системного анализа
субъект-объектных взаимодействий в структуре исполнительского процесса.
Такой подход позволяет рассматривать как самостоятельные конструкты
исследования субъекта исполнительского процесса – музыканта, так и
объекты, на которые он направляет свою активность: музыкальный
инструмент, музыкальный материал, публика и собственная психика. Как
показывает практика, основное внимание в условиях реализации программ
профессионального образования уделяется формированию компетенций
взаимодействия с инструментом и музыкальным материалом. Обучение
умению формировать свой визуальный образ и правильно вести себя в
условиях публичного выступления целенаправленно и системно не
осуществляется. Эти компетенции, если и приобретаются студентами, то
стихийно и за пределами образовательного процесса. Такая практика говорит
о несовершенстве реализуемых образовательных программ и назревшей
необходимости их модернизации. Формирование комплекса артистических
компетенций должно стать отдельной, самостоятельной задачей при
реализации программ профессиональной подготовки исполнителей на
оркестровых духовых инструментах. В статье выделен, демаркирован и
обоснован, как важный для прогнозируемой профессиональной деятельности
выпускников духовых кафедр музыкальных ссузов и вузов, отдельный сегмент
их исполнительской компетентности – комплекс артистических компетенций