В контексте трансформации способа производства научного знания анализируется такая форма организации научных исследований, как публичные открытые научные кружки на примере Вены начала XX в. Делается вывод, что система организации австрийских университетов способствовала формированию социальной группы частных (внештатных) преподавателей и учёных, которые, благодаря заинтересованности, принимали участие в различных научных исследованиях и вносили значимый вклад в производство знания. Расцвет Венских кружков вёл к междисциплинарному взаимообогащению и высокому уровню теоретической дискуссии. Участие практиков в исследованиях и сегодня позволяет достичь тесного взаимодействия практической деятельности с теорией, при этом роль практиков видоизменилась из вспомогательной в организаторско-независимую, при этом всё же требующей привлечения теоретиков как наставников и экспертов. Поиск в обществе адекватных способов формирования знания может способствовать формированию устойчивых взаимосвязей бизнеса и науки на фундаментальных направлениях исследований.